А религия — от начала до конца ложное представление о действительности, иллюзорное средство освоения человеком мира. И независимо от того, как возникли те или иные ее элементы (издержки ли это познания — ошибки и заблуждения, побочные ли продукты искусства — обожествление его образов, созданий художественной фантазии), она не только не способствует реальному достижению человеком благополучия и счастья, но и препятствует этому, уводя с истинного пути.
Важен также вопрос о различии позиции религии и искусства в их взаимоотношениях.
Искусство объективно не заинтересовано в религии. Как предмет художественного познания, отображения и изображения, религия занимает искусство не больше, чем любое другое явление общественной жизни или внутреннего мира человека. И если в прошлом нередко происходило так, что искусство уделяло религии как бы количественно больше внимания, чем другим явлениям, то только потому, что религия занимала (активно, агрессивно занимала) непомерно много места в жизни людей. И подтверждением этому служит история искусства. По мере того как ослабевала в последние столетия «духовная диктатура» церкви, вопросы религии занимают все меньшее место в искусстве.
Подчеркиваем, речь идет об объективном положении вещей: искусство не заинтересовано в религии ни с какой стороны. Ни как в особом предмете изображения — без религии мир не беднеет, как показывает исторический опыт; ни как в источнике и арсенале форм — религия в силу своей ложной природы по существу бесплодна; ни в житейской поддержке — слишком дорого она обходилась и обходится: примирением с предрассудками, сделкой с совестью, а подчас и приобщением к мракобесию.
Важен также вопрос о различии позиции религии и искусства в их взаимоотношениях.
Искусство объективно не заинтересовано в религии. Как предмет художественного познания, отображения и изображения, религия занимает искусство не больше, чем любое другое явление общественной жизни или внутреннего мира человека. И если в прошлом нередко происходило так, что искусство уделяло религии как бы количественно больше внимания, чем другим явлениям, то только потому, что религия занимала (активно, агрессивно занимала) непомерно много места в жизни людей. И подтверждением этому служит история искусства. По мере того как ослабевала в последние столетия «духовная диктатура» церкви, вопросы религии занимают все меньшее место в искусстве.
Подчеркиваем, речь идет об объективном положении вещей: искусство не заинтересовано в религии ни с какой стороны. Ни как в особом предмете изображения — без религии мир не беднеет, как показывает исторический опыт; ни как в источнике и арсенале форм — религия в силу своей ложной природы по существу бесплодна; ни в житейской поддержке — слишком дорого она обходилась и обходится: примирением с предрассудками, сделкой с совестью, а подчас и приобщением к мракобесию.